Война в небе - 1917

Война в небе - 1917Всего на долю секунды в прицеле мелькнул SPAD, но короткая очередь успела оторвать левое перо руля высоты. Француз мгновенно разошелся с немцем на контркурсах и привычно полез было вверх, но тут его завертело, перевернуло, и, прежде чем «Фоккер» успел развернуться на второй заход, SPAD уже беспомощно крутился в штопоре. Через несколько секунд все было кончено, французский истребитель превратился в груду ломаных реек и обрывков ткани, чадно дымил разлившийся бензин. Небо не прощает ошибок, а энергичный пилотаж без половины руля, несомненно, был ошибкой.

Впрочем, это редкий случай, практически форс-мажор. Как правило, компьютер не ошибается, выбирая из всех возможных вариантов действий самый правильный и безопасный, педантично летает «по учебнику». Но и его можно обмануть, подставив хвост и выманив на горизонталь с выгодной вертикали, например - опасно, но иногда срабатывает. Игроку ведь интересно воевать с самолетами противника, а не с холодной машинной логикой.

...чтоб сказку сделать былью

Есть хардкорные симуляторы для людей, начинавших еще при Ельцине и налетавших десятки тысяч часов в виртуальном небе. Есть простенькие аркады с бесконечными патронами и марсианской флайт-моделью для тех, кому просто хочется «полетать» но это игры для девочек бесплатно по сравнению с этой игрой. Между ними - пропасть, дно которой усеяно костями желавших сесть на оба стула сразу. Место «Войны в небе», несомненно, в лагере настоящих симуляторов, но сам предмет симуляции, равно как и подход разработчиков, делает игру очень дружелюбной к новичкам.

Летать здесь одновременно и сложно, и легко. Сложно - потому что авиатору неоткуда ждать помощи, ему приходится бороться с точно воспроизведенной стихией, упокоившей немало пилотов времен Великой войны еще до первой встречи с противником. Просто - потому что незачем изучать сотни вспомогательных механизмов и приборов. Все очевидно. Собственно, когда пилот переставал бороться со стихией и находил себя в ней, он и превращался в аса. Исторически на самолеты пересаживались кавалеристы и артиллеристы, обучаясь новому искусству в считанные недели, - смешной срок по нынешним временам. Примитивная техника проста в освоении, а точность моделирования позволяет аэроплану стать предсказуемым и понятным. Настройки сложности не меняют летную модель, просто автоматизируют некоторые рутинные действия, вроде управления топливной смесью. Переучиваться летать и чувствовать самолет по-другому не придется.

Нам разум дал стальные руки-крылья

Аэроплан состоит из множества отдельных объектов, связанных между собой и влияющих друг на друга. С одной стороны, это используется для расчета аэродинамических сил, воздействующих на самолет, с другой - для достоверности модели разрушения. Отстрелите подкос, и лишенное поддержки крыло подломится, а в воздушном потоке его и вовсе оторвет, и оно отправится в самостоятельный полет к земле, кувыркаясь в воздухе в полном соответствии с законами аэродинамики. Моделируется не только летательный аппарат, но и потоки воздуха вокруг него, спутная струя, ударные волны и ветер. На разных высотах он может дуть в разные стороны, менять скорость, отдельно рассчитывается приземный слой. В игру фактически встроена виртуальная аэродинамическая труба, за которую авиаконструкторы начала XX века душу бы продали.

Двигатель смоделирован как настоящая тепловая машина. Температура двигателя и масла, работа системы охлаждения, снимаемая мощность - все это рассчитывается на ходу на основе сложной математической модели. Продюсер проекта Альберт «Лофт» Жильцов решил показать перегрев двигателя, для чего застопорил машину на тормозах (привилегия девелопера - в игре у самолетов во имя исторической достоверности тормозов не будет) и дал полные обороты. Температура поползла вверх, автопилот, не будь дурак, открыл створки радиатора, и поток от винта на несколько минут отдалил неизбежное. Но вот закипела вода в радиаторе, вверх ударила струя пара, все ближе и ближе к красной зоне стрелка температуры масла. Изменился цвет выхлопа, в звуке двигателя появились чуждые нотки. Из-за перегрева начали падать обороты. Выхлоп почернел, а мотор застучал так, что сердце кровью обливалось. Лофт не выдержал и сбросил обороты, прекратив мучить двигатель и избавив его от неизбежного клина.

Управление мотором в зависимости от модели подразумевает замыкание-размыкание контактов магнето, отключение нескольких цилиндров, традиционный РУД*, регулирование смеси и установку положения створок радиатора. Причем поворот створок - это именно физическое перемещение соответствующих деталей, а изменения в охлаждении двигателя просчитываются исходя из скорости, массы и температуры поступающего к радиатору воздуха.

Конечно, при полете с реальной кабиной у пилота не будет и половины привычных приборов, и состояние двигателя придется оценивать так, как это делали 90 лет назад, - на слух. Изменение цвета выхлопа - это уже аналог большой красной лампочки, и требуется немедленно что-то предпринять для спасения мотора.

Бросая ввысь свой аппарат послушный

Сам полет оставил весьма благоприятные впечатления. Это и не рельсы в жидком воздухе, и не танец на кончике иглы в вакууме. Чувствуется масса аэроплана и его скорость, неоднородность воздуха, на который он опирается в полете, инерционность при разворотах, а на посадке - отсутствие рессор при пробеге по заросшей травой поляне аэродрома. Машина живет и дышит: пыхтит мотор, свистит воздух в расчалках, движутся рули и элероны, тихонько поскрипывают тросики, соединяющие ручку и педали с управляющими поверхностями. Кропотливый труд, вложенный в моделирование самолета, окупается сторицей, когда наш летательный аппарат начинает жить самостоятельно, выдавая даже в нерасчетных условиях весьма достоверный конечный результат.

«Главный по физике» Андрей «Петрович» Соломыкин рассказал такую историю: все знают про реактивный момент от винта, который стремится развернуть самолет в сторону, противоположную его вращению. Традиционно советуют компенсировать его на взлете соответствующим отклонением рулей. И вот поднимается «Ньюпор», все нормально, уводит, как ожидалось, компенсация, и вдруг -нос пошел в другую сторону! В чем дело? Стали разбираться, и оказалось, что для самолета с хвостовым колесом при взлете, когда он поднимает хвост и катится на двух колесах, меняется режим обдува хвостового оперения спутной струей от винта, и этого хватает для изменения сноса на противоположный. Модель честно все обсчитала и выдала такой результат. И как оказалось после опроса опытных летчиков, помнящих еще Як-12 с хвостовым колесом, абсолютно верный.

Следить за небом в игре удается, только если вертишь головой. Можно это делать по старинке, «шляпкой» на джойстике или кнопками, или по-новому, с помощью лучшего друга виртуальных пилотов, волшебного устройства TracklR. Устанавливаемая на монитор инфракрасная мини-камера отслеживает движения головы (для этого на кепке, очках или гарнитуре нужно укрепить крохотные отражатели) и двигает картинку в игре. Человек, хоть раз попробовавший прибегнуть к трекеру, уже никогда не вернется к шляпке или кнопкам. Можно крутить головой, высовываться за переплет фонаря, приближать взгляд к приборам или прильнуть к прицелу, расположенному впереди по правому борту. Из-за того, что игрок теперь в состоянии буквально заглянуть под кресло, пришлось моделировать подробную, полностью трехмерную кабину, отказавшись от традиционных для жанра плоских шкал приборов, рассчитанных на наблюдение из одной неподвижной точки.

Для пуристов игра предлагает исторически достоверную систему коммуникации: руками либо сигнальными ракетами. Командир может приказывать ведомым атаковать конкретную цель, идти по маршруту, менять либо сохранять эшелон - только то, что в действительности удавалось показать из кабины, размахивая руками. По эту сторону экрана система выглядит как набор команд, привязанных к сочетаниям клавиш.

Преодолеть пространство и простор

Я равнодушен к игровой графике, и ее примитивность в моих любимых Warbirds нисколько не мешала наслаждаться ими несколько лет. Но не могу не отметить картинку «Войны в небе». Понятно, что трехмерная модель самолета должна быть точной при принятой системе расчета игровой физики. Но вот режимы освещения и отражения, возможность с первого взгляда отличить зеленую лакированную ткань на крыле от металлического капота того же цвета стали приятным сюрпризом. Думаю, немалую долю покупателей игры (и особенно ад-донов) составят даже не виртуальные пилоты, а виртуальные коллекционеры и моделисты: то, что я увидел на мониторе, не стыдно распечатать и вложить в альбом Cassell или Albatros.

В очень красивых и больших кучевых облаках можно прятаться от онлайновых соперников, а вот боты пока сквозь них видят. К релизу эту проблему обещают решить. Погода варьируется от ясной до дождливо-пасмурной, задается для миссии и в ней уже не меняется, то есть ливень неожиданно пойти не может. По солнцу получается определять время, а бесконечные пространства под крылом щедро озеленены миллионами деревьев разных пород и даже первой в истории авиасимуляторов травкой.

Города индивидуальны, построены в соответствии с планами населенных пунктов на картах начала XX века. В 125 тыс. км2 западной Европы на игровой карте пока не входят морское побережье на севере и Париж на юге, но в одном из первых аддонов планируется добавить всю Англию вместе с Ла-Маншем. Париж обещают позже, когда средний игровой компьютер станет помощнее. Зимние пейзажи, ночь и термальные потоки тоже оставили для дополнений.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

Одиночная кампания генерируется автоматически исходя из даты ее начала, подразделения, желаемого типа самолета и представляет собой набор из сюжетных миссий, в общих чертах воспроизводящих обстановку на фронтах. Для игры, даже оффлайновой, обязательно подключение к Интернету. Решение во многом спорное, особенно для тех, у кого проблемы с провайдерами. Успехи в карьере вознаграждаются орденами, награды дают в соответствии с их историческим статусом на основе сложных статистических расчетов, секреты которых разработчики открыть категорически отказываются. Но, например, получив очередное звание, можно остаться без ордена, которым награждались только нижние чины.

Бесшабашной отваги игра не поощряет, погибший пилот навсегда удаляется из профиля вместе со всеми орденами и медалями. Впрочем, это касается только одиночной карьеры, онлайновая статистика ведется отдельно и не обнуляется. Там другая система наград в виде роста по пяти профессиям; впрочем, никаких преимуществ в игре он не дает и нужен лишь для самолюбования.

Дата размещения: 2 сентября 2016
Это интересно:
Выскажи своё мнение: